?

Log in

No account? Create an account

Назадняя запись | Впередняя запись

Вчера в разговоре в очередной раз прозвучал вопрос: а как у тебя начиналось с психологией? Проговорили долго, о многом и вкусно, мемуары в пору писать. Сим объявляю новы тэг, посвящённый тому, как это всё было... и пока что продолжается...

Я могу сказать, что психологией интересовался с детства. Но одно-единственное событие превратило бытовой интерес в пускай и аматорский -- но научный. К тому моменту перечитал всё, до чего смог дотянуться в доинтернетовскую эпоху. Читал по вопросу всё, что попадалось под руку. Интернет бы мне тогда, ага... Кроме журнально-газетной попсы прочёл учебник "Общая психология" (курс для педагогических ВУЗ-ов), З.Фрейда практически всё, кое-что из Юнга. При этом до определённого момента увлечение оставалось одним из, со всеми вытекающими. Ничего особого, упасть на умняк в компании псевдо-интеллектуалов, не более.

...и вот в день "Д", час "Ч" попалась статья в журнале "Наука и жизнь" (№6, 1989г. Белый Б. "Диагноз по чернильным кляксам"), которая резко и однозначно выделила мою психологию в главный интерес. "БКК" -- Большая Красная Кнопка. Как лабораторная крыса я начал раз за разом нажимать её, получая ни с чем не сравнимое удовольствие... и продолжаю нажимать до тех пор, пока дышу.

Статья была о швейцарском психиатре и психологе Германе Роршахе. Ничего примечательного, монография в тридцать шесть страниц, о которой говорили в своё время больше, чем о многотомных работах Великих. Вплоть до середины 80-х прошлого века тестам Роршаха посвящалось до 60-65% публикаций по теме. Т.к. в то время я был амбициозен и верил искренне, что в состоянии изменить "этот мир" -- это послужило катализатором.

...но детонатором послужила проходная, малозначительная фраза в статье. Вот она:

"Главными оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия".

...т.е. старту своей БКК я обязан даже не Роршаху, а Борису Иосифовичу Белому. Кстати: делая эту запись я наткнулся на весьма интересное прямо тут, в ЖЖ. О работе отца написал его сын.

Эта фраза буквально взорвала мне мозг, побудив поток размышлений, который не дал мне заснуть в эту ночь. В потной бессоннице и метаниях из неё вдруг РОДИЛОСЬ. В маниакальном возбуждении разбудил жену и путано, подкрепляя жестами, начал объяснять то, что стало основой основ моей психологии. Мою собственную, примитивную и в чём-то наивную модель восприятия. Как оказалось в последствии, попутно я заново изобрёл кантово описание всего. Канта кстати я так ничего и не прочёл, цитирую два момента: исторический анекдот и описание всего, но в том виде, в котором изобрёл его заново. Суть укладывалась в нескольких строках:

Любой раздражитель нейтрален и есть предмет, действие или явление. Традиционно академ.психология пытается увязать раздражитель с реакцией [индивида]. При этом предлагаемые модели восприятия не только разнятся, но и обладают малой эффективностью. Раздражитель воспринимается субъектом, который может описать его (если конечно осознает), дальше "чёрный ящик" восприятия и собственно реакция. Раздражитель > реакция -- данные, кажущиеся объективными, вот с ними-то академ.психологи и работают. Хотя и то, и другое -- лишь искажённые интерпретации реальных событий. Оперирование фактами "плюс-минус километр" даёт результат "плюс-минус километр".

У меня возникла идея условно разбить процесс восприятия на четыре категории, отличающиеся функционально:

1. Ассоциирование: Процесс, в котором предметы, действия, явления (далее ПДЯ) связываются в последовательные цепочки по любым признакам;
2. Логизирование: Процесс, в котором ПДЯ связываются в группы по прямым (очевидным) признакам;
3. Абстрагирование: Процесс, в котором ПДЯ связываются в группы по косвенным (не очевидным) признакам;
4. Опосредование: Процесс, в котором принимается чужой опыт. Подражание по сути.

...спустя годы, раскручивая этот адский клубок образов, я понял: по сути моя модель повторяет то, как раздражитель принимается на биологическом уровне:

1. Раздражитель воспринимается рецептором и возбуждает нервный импульс, передающийся в мозг. Импульс распространяется линейно -- от нейрона к нейрону (ассоциирование), в некоторых узлах...
2-4. ...разветвляясь и возбуждая целые участки нейронов, связанных друг с другом (т.е. преобразовывая цепи в группы).

...а ещё спустя годы понял: тогда, интуитивно, скорее прочувствовал, чем понял функциональный процесс системы.

(...продолжение следует...)

Profile

homo_vulgaris
Сергей Братута
Мой Твиттер
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner