?

Log in

Назадняя запись | Впередняя запись

(...по мотивам недавнего разговора с одной молодой мамой...)

На эту тему написано масса литературы, но когда дело доходит до практики... во-первых, родители не получают как правило образования по теме, мало-мальски достаточного, чтобы хотя бы понять, о чём в этой литературе говорится. Во-вторых, читают эти родители весьма выборочно, ту литературу, которая соответствует их собственному пониманию процесса и результата. А в текущих условиях это скорее поглаживание собственных амбиций и укрепление собственных же заблуждений. Вне зависимости от того, насколько действенным задумывалось написанное... вот с этого момента по порядку.

1. Что у нас на старте?
На старте у нас новорожденный детёныш животного, крайне зависимого от социума. Этологи давным-давно указали на такую вот закономерность: чем более социально некоторое животное -- тем меньше обусловленных генами, заранее "предустановленных" поведенческих инструкций имеет его детёныш. НО! Тем больше способность этого детёныша к обучению, т.е. приобретению неких отсутствующих ранее навыков. Потерпите немного: эта вот скучная теория имеет весьма важное значение и последствия. Например, отвечает на вопрос "Почему в раннем возрасте дети учатся эффективнее?". Отвечаю: потому, что на старте ребёнок имеет весьма небогатый набор умений. Это четыре базовых инстинкта + четыре базовых же рефлекса. А именно:

1. Инстинкт выживания. Функция: отвечает за общую оценку окружающей среды. Именно этот инстинкт разделяет все изменения на "плохие" и "хорошие"... по крайней мере, до появления приобретённых оценок. Как по мне, так именно он и есть "инстинкт инстинктов", потому, что именно он запускает волевой акт [как базисный мотив какого-либо поведения].

2. Инстинкт подражания. Именно так: этот инстинкт -- второй базисный. Но -- только у животных с высоким значением социальных связей. Именно благодаря этому инстинкту ребёнок обучается. Снова же: до поры, до времени, пока инстинкт не становится менее значимым в сравнении со вновь приобретёнными навыками. Окончательно этот инстинкт не пропадает, может быть подавлен, либо управляем, но остаётся и работает.

3. Инстинкт размножения. Отвечает за раннее половое развитие и гендерное самоопределение. Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки имеют разную физиологию и требуют разный подход в воспитании. Если вы не согласны с утверждением -- дальше читать смысла не имеет.

4. Инстинкт самосохранения. Просто как дань уважения академ.психологии, которая этот инстинкт выделяет в отдельное понятие. Лично для меня это весьма сомнительно: весь поведенческий комплекс этого "инстинкта" никак не проявлены до появления опыта потенциально опасных ситуаций. До этого дети лезут куда попало, хватают что попало и ничего не боятся.

...и рефлексы. Хватательный, сосательный, жевательный и (немного особняком) разрыва дистанции. С первыми тремя всё очевидно, с последним -- требует пояснения. Это тот самый рефлекс, который заставляет нас отпрыгнуть в сторону от резкого шума, сокращения дистанции [между нами и каким-либо предметом]. Как только у ребёнка полностью сформируется зрение -- он начинает реагировать на резкие движения в его сторону -- испугом и побуждением разорвать дистанцию.

Собственно всё. Есть ещё кое-что менее выраженное и менее существенное же. Поэтому только это считаю важным подчеркнуть. Теперь кое-что, о чём мало кто задумывается:

1. Ребёнок ощущает физиологическое чувство голода, глотать пищу не умеет, учится. Связь между голодом и приёмом пищи -- тоже навык.
2. Улыбки и гримасы ребёнка в первый год жизни -- не проявление эмоций, а рефлекс.
3. Сначала развивается тактильная чувствительность (внутриутробно), потом слух, потом обоняние и в последнюю очередь -- зрение. Зрение -- наиболее сложный из базисных навыков. Сначала ребёнок учится синхронизировать движение обоих глаз, затем фокусировать взгляд и переворачивать картинку вверх ногами. Оптически мы все видим мир перевёрнутым и вынужденны учиться видеть его "правильно".

2. Мышление.
Я не знаю, следует ли относить мышление к рефлексу. Это скорее свойство. Когда я говорю "мышление" -- я пользуюсь с огромным трудом найденной дефиницией:

Мышление -- выделение неслучайных связей в череде случайных событий.

...остальные слишком громоздки и в следствие этого не функциональны. Это вот свойство -- базис для развития интеллекта, разума, рассудка, мудрости.

3. Гормоны.
...последнее из скучной теории. Обеспечение всего вышеперечисленного -- эндокринная система и гормоны, ею вырабатываемые. Гормоны -- если не все, то подавляющее большинство -- являются нейромедиаторами. Т.е. биологически активные вещества, напрямую влияющие на прохождение импульсов между нейронами. Меняющие поведение, настроение и т.п.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
Максим Райт
31 янв, 2014 09:26 (UTC)
С нетерпением жду продолжения! Очень-очень!!!
dz0rin
31 янв, 2014 12:18 (UTC)
Не секрет, что у мальчиков и девочек физиология разная, и что развивается, что процесс гендерного самоопределения идёт с раннего детства, что гормоны начинают играть решающее значение лишь в подростковом возрасте и уже после пубертата...

Секрет для меня - насколько подходы к воспитанию мальчишек и девчонок различны; насколько эти различия вообще принципиальны для развития психики, в которой функция размножения покуда не включилась; имеют ли эти различия какой-либо принципиально и ярко выраженный характер, особенно до подросткового возраста?..

После того как у ребёнка синхронизируются движения глаз, как он научается фокусировать зрение на мамином лице, как все движения у него синхронизируются (появились "оптомоторные реакции"), - к концу формирования "комплекса оживления" (т.е. к 3,5 мес., а не к году), - как я понимаю, улыбка уже не является случайной гримассой, её напоминающей...

Ещё одно дополнение, по-моему, очень важное... Слух тоже закладывается внутриутробно (примерно, в 6 мес. внутриутробного развития), причём, одновременно с вестибюлярным аппаратом (и физиологически всё это находится в одном месте)... Плод начинает воспринимать громкие низкие звуки и покачивание собственного тела в околоплодных водах. Это основа для формирования/нарушения ритмов кгм...

Edited at 2014-02-01 13:05 (UTC)
homo_vulgaris
2 фев, 2014 06:29 (UTC)
Про формирование слуха и зрения я уже ответил в другом комментарии. Вот на это гормоны начинают играть решающее значение лишь в подростковом возрасте и уже после пубертата скажу следующее:

Помните, мы с Вами как-то не поладили по поводу гомосексуалистов? Я сказал "Это нормально", а Вы возмутились -- ? Так вот. Считаю, что отмечаемое многими развитие данной перверсии -- а равно как иных форм искажения гендерной идентичности -- прямой результат пренебрежения разницей в тех самых гормонах и длительного воспитания в стиле "Мальчик, девочка... какая в жопу разница?!"

Всё дело в "яйцах", как в прямом, так и в переносном смыслах. Как только формируются первичные половые органы, плод мужского пола получает в семь раз больше тестостерона, чем плод женского. Сюда же: в норме мальчики более активны (физически и психически), быстрее принимают решение, быстрее меняют локус внимания и т.д., девочки -- наоборот. Тестостерон обладает также растормаживающим действием, снижает тревожность и критичность при выборе той или иной манеры поведения. Мужчины напрасно считают, что это всё -- показатель "избранности" и преимущества, нет, отнюдь. Природа не дура и если уж придумала разнополых существ в рамках одного вида -- каждого наделила собственной, уникальной функциональностью. При нападении хищника на пару -- самец несётся навстречу и нередко погибает, самка же убегает и прячется. Поведение самца даёт ей дополнительную фору и увеличивает шанс выжить. Сохраняются "женские яйца", которые с т.з. стратегии выживания вида -- более ценный продукт, чем "мужские".

Что делаем мы? пытаемся нивелировать разницу, "притормаживая" мальчиков и "разгоняя" девочек. Вместо того, чтобы научиться жить в гармонии с собственной физиологией, мальчикам её подавляют искусственно, девочкам -- искусственно разгоняют. Что получаем на выходе? Двух условно-бесполых субъектов, время от времени получающих в кровь стрессовое количество гормонов, которые вызывают неконтролируемое поведение. С каждым поколением всё более инфантильных живущих на внезапном импульсе. Отсюда же увеличение психических расстройств, десоциализация и прочие "прелести"...

...обо всём этом напишу подробнее, но позже, дайте срок.
dz0rin
2 фев, 2014 08:29 (UTC)
Никогда в принципе не был против гомосексуалистов, хотя и против создания условий для искусственного вовлечения в их среду случайных "рекрутов", всё как раз "с т.з. стратегии выживания вида"...

Я не отрицаю разность подходов в воспитании девочек и мальчиков. Но всего лишь против того, чтобы доходить в этом до таких крайностей, когда, например, тех и других предлагают воспитывать отдельно друг от друга, когда мальчикам предлагается какая-то мифическая и сугубо "мальчикОвая деятельность" а девочкам якобы "девочкОвая" и т.п. У каждого возраста есть свои задачи, которые не надо ни отменять, ни искажать, ни сужать (что чаще всего и предлагается именно в русле решения неких задач "гендерного воспитания"; когда под разными предлогами кругозор девочки фактически сужают до тарелки с супом, а мальчика - до какого-нибудь джентльменского набора мальчика). При этом не считаю, что кого-то из них надобно "притормаживать", а кого-то "разгонять"...

С интересом жду продолжения статьи. Приму посильное участие в обсуждении. Спасибо за эту возможность, Сергей!
( 4 комментария — Оставить комментарий )