Вы читаете homo_vulgaris

Назадняя запись | Впередняя запись

Секс в средневековье #7.


(...продолжение. Начало #1, #2, #3, #4, #5, #6...)



Основная мысль руководства для исповедников – половые отношения могут быть только в браке. Любая другая форма сексуальной активности расценивалась как грех. Но даже в браке половые отношения были непростым вопросом. Чтобы избежать греха, у церкви был контрольный список, с которым муж должен предварительно ознакомиться:

«У вашей жены менструация?»
«Ваша жена беременна?»
«Ваша жена кормит грудью ребёнка?»
«Сейчас великий пост?»
«Сейчас второе пришествие Христа?»
«Сегодня воскресенье?»
«Сейчас неделя после троицы?»
«Сейчас Пасхальная неделя?»
«Сегодня – среда или пятница?»
«Сегодня постный день?»
«Сейчас праздничный день?»
«Вы раздеты?»
«Вы в церкви?»

Если вы ответили «нет» на все эти вопросы, то сексом можно было заниматься. Но только один раз и только в так называемой «миссионерской позиции». Принимая всё во внимание, церковь разрешала замужним парам вступать в интимные отношения в среднем только один раз в неделю.

Наказания или епитимьи включали в себя сложную систему голодовок и воздержания. Руководства устанавливали епитимью отдельно для каждого греха:

За одно прелюбодеяние – епитимья на два года.
За измену дважды – пять лет.
За секс с животным – семь лет.

Там были и специальные вопросы для женщин:

«Употребляли ли они сперму своего мужа, чтобы воспламенить свою страсть?» – семь лет.
«Добавляли они в еду своего мужа свою менструальную кровь, чтобы взволновать его?» – пять лет.

Процесс признаний и епитимий регулировал каждый пункт половой жизни и систематизировал скользящую шкалу наказаний. А для тех, кто решил пренебречь правилами, в церкви был абсолютно другой уровень расследований и возмездия.

В стороне от тайны исповеди стоял общественный суд, такой, где грехи верующих должны были быть выставлены и публично осуждены.

В епархии Линкольна осуждённых привели к Большому собору. Внутри заседали церковники, вынося приговор осуждённым здесь, в Капитуле.

Созданием церковных судов был значительно расширен контроль церкви за поведением людей. Исповедь была частным делом. Это же было совсем другое. Вас могли вызвать в суд по подозрению в вашем поведении. И снова умы властей занимали интимные отношения. Судьи, заседавшие здесь, могли наложить строгие наказания, отлучения от церкви, штрафы и публичные епитимьи.

Эта книга содержит отчёты судебных дел, которые слушались в этом Капитуле и в приходских церквях епархии Линкольна. В понедельник 16 ноября 1338г. суд ознакомился и прослушал несколько дел:

«Джон Уоррен обвинялся во внебрачных связях с Элен Лансер. Оба явились и признались в грехе, и поклялись не грешить снова под страхом наказания штрафом в 40 пенсов. Приказано отхлестать три раза около церкви».

«Томас Торнтон, священник. Предполагается, что он вступил во внебрачную связь с Алесс, дочерью Роберта Мастера. В качестве наказания за соблазнение служителя церкви её приговорили к 12 ударам на рыночной площади и 12 ударам возле церкви обнажённой, только в одной рубашке».

«Беатрис, дочь Уильяма Дьюти, беременна, неизвестно от кого. Появилась в зале заседаний и призналась в грехе. Была помилована. Поклялась не грешить больше. Приговорена к 6 ударам возле церкви в воскресенье и в праздничные дни перед всей процессией».

Религиозные власти твёрдо полагались на страх и позор, чтобы поддерживать порядок среди прихожан. Церковный аппарат по всей стране был привлечён, чтобы иметь доступ к сексуальной активности верующих. Для церкви сексуальная чистота была идеалом. Но этому идеалу трудно было соответствовать, даже членам церкви.

Возьмём, к примеру, эту книгу, переписанную монахами аббатства Святого Августина в Кентербери приблизительно в 1200 году. Первая половина книги довольно безобидна – история английских епископов. Но в конце идёт ряд порнографических сюжетов, переписанных монахами и, очевидно, доставлявших им удовольствие. Один из них касается истории мужа и жены, которые предприняли паломничество в «Святую Землю». Однажды вечером они нашли прибежище в глубине пещеры. А потом в пещеру заходят девять сарацинов. Они зажигают факелы, раздеваются. Женщина увидела их половые органы, сильные члены, и настолько возбудилась, что заставила своего мужа заниматься с ней любовью. На четвёртый раз он уже не смог и заснул. Тогда женщина предложила себя сарацинам. Всем девяти.

Священникам полагалось быть холостыми. По крайней мере, в позднем средневековье, когда церковь решила, что они не могут больше жениться. Но некоторые из них жили с любовницами, или имели дело с жёнами других мужчин. Они стали мишенью случайного сатирического стихотворенья:

«Что священники делают без собственной женщины?
Они вынуждены искать себе других.
У них нет страха, они не чувствуют стыда,
Когда берут замужних женщин себе в любовницы».

У средневекового духовенства были и другие способы удовлетворить свои сексуальные желания, используя для этого учреждения, ещё более древнее, чем церковь. Записи из борделя Дижона во Франции свидетельствуют, что, по крайней мере, 20% клиентуры были церковниками. Пожилые монахи, странствующие монахи, каноники, священники – все они посещали проституток в городских банях.

(...окончание следует...)